Утренник: 900 дней и 900 дней мужества Освобождения Ленинграда

11.01.2024

Сценарий праздничного тематического утренника, посвященного "Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для старшего дошкольного возраста. 

900 дней и 900 дней мужества Освобождения Ленинграда

Актуальность проекта:

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества город Ленинград находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.

Тип проекта: познавательно-информационный

Сроки – проект краткосрочный 1 неделя, в старшей группе «Лучики»

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.  

5. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Предполагаемый результаты:

1. Знание детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

2. Интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые Блокаде Ленинграда.

4. Знание таких терминов как: блокада, война, «дорога жизни», ветеран.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда.

Разучивание стихов о Блокаде.

Слушание военных песен.

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Просмотр детских постановок.

Просмотр презентаций.

Выполнение творческой работы.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный
1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о Блокаде Ленинграда. 
2. Информирование родителей о предстоящем проекте. 
3. Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов. 

2 этап этап – основной

1. Проведение НОД, бесед о Блокаде Ленинграда. 
2. Привлечение родителей к участию в проекте. 
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр. 

3 этап – заключительный:

1. Проведение итогового мероприятия «Утренник посвященный 80-летию со дня полного освобождения  блокады Ленинграда»

2. Просмотр презентации «Блокада Ленинграда».

3. Заключительная беседа о Подвиге Ленинградцев.

 

Формы проведения проекта:

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно- ролевые игры: «Мы военные», «Летчики».

Патриотические акции: «Разноцветные ленточки», «Блокадный хлеб».

Цель: закрепление полученных знаний, развитие коммуникативных и творческих умений.

 

Познавательное развитие:

Цель: расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.

- НОД: Занятие на тему «Блокада Ленинграда»

- Беседа с презентациями: «900 дней Блокады», «Дети блокадного Ленинграда»

- Дидактические игры: «Подбери картинку». «Военный транспорт».

Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления

 

Речевое развитие:

Цель:Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации.

-Знакомство с художественной литературой: С. Ботвинник «Блокадный хлеб», «Дневник Тани Савичевой», М. Сухачёв «Дети блокады», В. Воскобойников «Оружие для Победы».

-Рассматривание иллюстраций, беседы «Дорога жизни», «Пискарёвское мемориальное кладбище», «Разорванное кольцо блокады», «Дети блокадного города».

 

Художественно-эстетическое развитие

- Прослушивание музыкальных произведений: Д. Шостакович «7 (Ленинградская) симфония», В. Толкунова «Дети Ленинграда», А. Островский и Л. Ошанин «Солнечный круг», Д. Тухманов, В Харитонов «День Победы».

- Рисование: Раскраски военные профессии, Блокадный хлеб

Физическое развитие.

 Игровое упражнение «Солдаты», упражнять детей в построении в колонну по одному, перестроении в колонну по двое, по трое, учить выполнять равнение в затылок, повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком. Учить внимательно слушать и четко выполнять команды. Разрывать способность концентрировать внимание, умение действовать по инструкции

- Подвижные игры: Эстафета «Склад боеприпасов», «Попади в цель» 

- Работа с родителями:
- Оформление стенда «Блокада Ленинграда»,

- Оформление папки-передвижки «Мы помним, мы гордимся»,

 

Результаты проекта:

1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

В результате проведенной работы по проекту «Детям о блокаде Ленинграда», обучающиеся и их родители были заинтересованы данной темой, проявляли познавательную активность. Усвоили знания о блокаде Ленинграда и ее значении в победе в Великой отечественной войне. Полученные знания дети отражали в продуктивных видах деятельности, во время занятий, в сюжетно – ролевых, подвижных и дидактических играх. Дети познакомились с подвигами участников войны, смогли понять значимость мира на Земле. Родители оценили значение нравственно – патриотического воспитания и проявили интерес в сотрудничестве с детским учреждением по данному вопросу.

 

Список литературы

1. Альбом «Ленинград, блокада, подвиг». Над альбомом работали: Ю. Гальперин, И. Лисочкин, В. Архарова, А. Михайлов, и др. Л.,1984.

2. «В осаждённом Ленинграде». Составитель: Н.Р. Иванов, Л., 1982.

3. Блокадная книга. А. Адамович, Д. Гранин. «Советский писатель», 1982.

4. Ленинград. Краткий исторический очерк. Л., 1964.

5. Сухачёв М.П. Дети блокады: Повесть/ М.П. Сухачёв; Художник Г. Алимов. – М.:Детлит., 1989.

6. «Я говорю с тобой из Ленинграда» Сборник/ сост. Д.Б. Колпакова. – Ленинград, 1987-207с.

Интернет ресурсы:

 https://ru/ Wikipedia/org/wiki/%C1%EB%

 https://deti.mail.ru/forum/dosug/obo_ http://kuvandykmcbs.ucoz.ru/index/nepokorennyi_leninhrad/. http://mahesqueen.livejournal.com/68271.html

http://fb.ru/article/240391/blokada-leningrada

 http://ussrlife.blogspost.ru/2014/01/blog-post_27.htmlХочу такой сайт

 

 

            

 

Приложение 1

Конспект образовательной деятельности

 «Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.

Задачи:

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ход деятельности:

Воспитатель: Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»). Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?

Ответы детей:

Воспитатель: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ слайдов 5-7) Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….

 Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

 На детских санках узеньких, смешных,

 В кастрюльках воду голубую возят,

 Дрова, людей умерших и больных…

Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать кусочек хлеба) Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам). Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей: Жизнь была тяжелая, голодная……

 Наш хлебный суточный паек

 Ладонь и ту не закрывает.

 И человек, который слег,

 Теперь - все чаще – умирает.

Воспитатель: В это же время на заводах города для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям блокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города. Дидактическая игра «Доставь снаряды артиллеристам».

Воспитатель: Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?

Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.

Воспитатель: Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым. Ребята, как дети могли помогать взрослым?

Ответы детей: Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам.

Воспитатель: Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 90 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушились на врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех, кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

 В осеннем тумане, в январском снегу

 Стоит Петербург на морском берегу.

 С дворцами и парками строг и красив,

 Как будто вплывает в широкий залив.

 В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

 Не сдался, не сдался наш город врагу.

 Здесь гордые, смелые люди живут.

 И славится всюду их доблестный труд.

 Светлая память героям, освободившим Ленинград!

(Приложение 2 иллюстрации к занятию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа «Кто она - Таня Савичева»

Таня Савичева (23 января 1930- 1 июля 1944 ).

94 года со дня рождения.

27 января- День полного снятия блокады Ленинграда.

Таня Савичева- ленинградская девочка, автор блокадного дневника (23 января 1930- 1 июля 1944). Эту девочку, которая не дожила и до 15 лет, всегда вспоминают в связи с блокадой Ленинграда. Она- символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Ее дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали ее душу, когда один за другим уходили все ее близкие. Таня (Татьяна Николаевна) Савичева родилась 23 января 1930 года в селе Дворищи под Гдовом (Псковская область, а выросла, как и ее братья и сестры, в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребенком в семье- у нее было две сестры и два брата. Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы остаться в блокадном городе и помогать по мере сил фронту, надеясь на окончание этого ужаса.

Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье ее все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи.

«Савичевы умерли» «умерли все»«осталась одна Таня», Таню нашли в ее доме служащие санитарных команд, обходившие ленинградские дома в поисках выживших. Ее вывезли в поселок Шатки Горьковской области вместе со многими сиротами, такими как она, но спасти девочку уже не удалось. Таня Савичева умерла 1июля 1944 года в поселке Шатки, так и не дожив до Победы, так и не узнав, что сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна.

Дневник Тани выставлен в музее истории Ленинграда, его копия- в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Сама же Таня навсегда осталась в памяти тех, кто выжил в эти страшные годы. О Тане Савичевой поются песни, снимают фильмы, пишутся и читаются книги.

В 1968 году дневник Тани Савичевой увековечен в камне на третьем километре Дороги Жизни, является составной частью мемориального комплекса «Цветок жизни» на Поклонной горе, посвящен всем детям, погибшим в блокадном кольце. Именем Тани Савичевой в 1971 году названа одна из малых планет Солнечной системы.

Просмотров всего: , сегодня:

900 дней и 900 дней мужества Освобождения Ленинграда.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 28.03.2024

Дата обновления: 29.03.2024

Дата публикации: 11.01.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».